Поршни и шатуны
Поршень и шатун
1 – поршневое кольцо; |
Снятие
Снятие поршней с шатунами необходимо проводить на двигателе, с которого снята головка блока цилиндров и масляный поддон. Проверьте отсутствие ступеньки и нагара в верхней части каждого цилиндра.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ !
Если производить снятие поршней не убрав ступеньку в верхней части цилиндра, это может привести к повреждению поршневых колец и поршней. Используя специальный инструмент удалите ступеньку в верхней части цилиндров
1. Промаркируйте крышки шатунов и шатуны в соответствии с номером цилиндра, в котором они установлены ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ! Отметьте шатуны и крышки шатунов так, чтобы при установке они заняли правильное положение и направление. При неправильной установке шатунов будет нарушена подача смазки в шатунные вкладыши, что приведет к их быстрому повреждению. 2. Проверните коленчатый вал двигателя так, чтобы поршни второго и третьего цилиндров установились в нижней мертвой точке и аналогичным образом промаркируйте шатуны и крышки шатунов. 3. Отверните гайки крепления крышки шатуна и легкими ударами пластикового молотка сбейте крышку. 4. Снимите крышку шатуна ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ! Для защиты шеек коленчатого вала оденьте на болты крепления крышек шатунов отрезки резиновой или пластмассовой трубки. 5. Деревянным бруском или ручкой молотка вытолкните поршень с шатуном из цилиндра. 6. Повторите эти операции на остальных цилиндрах. 7. Промаркируйте поршни в соответствии с номерами цилиндров, в которых они были установлены. 8. Специальными пассатижами разожмите поршневые кольца и снимите их с поршня. 9. Установите поршень вертикально и проверьте плавность перемещения шатуна. 10. Перемещая шатун, проверьте отсутствие люфта и заеданий. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ! Не раскачивайте шатун очень широко, так как он может войти в соприкосновение с юбкой поршня и повредить ее, что приведет к необходимости замены поршня. 11. Если шатун перемещается с заеданиями, проверьте отверстие для поршневого пальца в поршне и шатун на отсутствие деформации. 12. Снимите стопорные кольца с торцов поршневого пальца. 13. Наклоните поршень и позвольте поршневому пальцу выскользнуть из поршня. При необходимости выдавите поршневой палец из поршня. 14. Извлеките шатун из поршня. При разборке держите вместе поршень, шатун, поршневой палец и стопорные кольца поршневого пальца. |
Проверка поршневых колец
1. Вставьте новое поршневое кольцо в канавку поршня и щупом измерьте зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки. Номинальный зазор: 2. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените поршень. 3. Проверьте поршневые кольца на отсутствие повреждений, износа или поломки. 4. При необходимости замените поршневые кольца. 5. Измерьте зазор в замке поршневых колец, вручную вставив поршневое кольцо в цилиндр двигателя. 6. Днищем поршня протолкните поршневое кольцо в нижнюю часть цилиндра. 7. Щупом измерьте зазор в замке поршневого кольца. |
Зазор в замках поршневых колец
Поршневое кольцо
|
A3E
|
A5D |
Первое компрессионное кольцо |
0,20–0,35 мм
|
0,15–0,30 мм |
Второе компрессионное кольцо |
0,37–0,52 мм
|
0,40–0,55 мм |
Маслосъемное кольцо |
0,20–0,70 мм
|
0,20–0,70 мм |
Предельно допустимый зазор |
1,0 мм |
Установка
1. Установите поршень в шатун и вставьте поршневой палец через поршень и шатун до фиксации его уже установленным стопорным кольцом ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ! Проверьте, чтобы относительное положение поршня и шатуна было таким же, как и до разборки. 2. Установите второе пружинное стопорное кольцо поршневого пальца в канавку с другой стороны поршня. 3. Держите поршень вертикально и проверьте свободу перемещения шатуна. 4. Установите три части маслосъемного кольца на поршень:
– смажьте чистым моторным маслом
расширитель маслосъемного кольца и верхнюю и нижнюю части кольца; 5. Проверьте, что расширитель маслосъемного кольца разделяет верхнюю и нижнюю части маслосъемного кольца и свободно проворачивается на поршне. 6. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите на поршень 2-е компрессионное кольцо. 7. Пассатижами для разжатия поршневых колец установите на поршень 1-е компрессионное кольцо ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ! Метки "R" или "Y" на компрессионных кольцах должны быть направлены к верхней части поршня. 8. Расположите замки поршневых колец как показано на рисунках. 9. Установите шатунный вкладыш в шатун 10. Для защиты шейки коленчатого вала от повреждения оденьте на болты крепления крышек шатунов отрезки резиновой или пластиковой трубки. 11. Установите поршень с поршневыми кольцами над первым цилиндром, при этом метка F на поршне должна быть направлена к передней части блока цилиндров. 12. Проверните коленчатый вал в такое положение, чтобы шатунная шейка коленчатого вала 1-го цилиндра находилась в нижней мертвой точке. 13. Специальным приспособлением сожмите поршневые кольца на поршне. 14. Ручкой молотка вдавите поршень в цилиндр так, чтобы нижняя головка шатуна установилась на шейку коленчатого вала. 15. Установите шатунный вкладыш в крышку шатуна. 16. Расположите отрезки пластикового измерительного стержня Plastigauge на шейках шатунных подшипников коленчатого вала. 17. В соответствии с маркировкой установите крышки шатунов и закрепите их гайками. Момент затяжки: 29–34 Н•м ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ! При установке шатунов совместите метки, нанесенные на шатун и крышку шатуна и правильно сориентируйте шатун по отношению к блоку цилиндров, так как в противном случае будет нарушена подача смазки к шатунным вкладышам. После установки всех поршней поверните коленчатый вал в такое положение, чтобы поршни расположились между ВМТ и НМТ, затем установите головку блока цилиндров. Это исключит соударение поршней и клапанов, которое может привести к деформации клапанов и повреждению двигателя. 18. Выверните гайки и снимите крышку шатуна. 19. Измерительным шаблоном измерьте ширину деформированного пластикового стержня Plastigauge и определите величину зазора. Удалите деформированный пластиковый стержень Plastigauge с шеек коленчатого вала и вкладышей шатунных подшипников. Номинальный зазор в шатунном подшипнике: 0,026–0,054 мм 20. Если зазор превышает предельно допустимое значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте ремонтные вкладыши увеличенного размера. 21. Нанесите тонкий слой моторного масла на шатунную шейку коленчатого вала и шатунный вкладыш в крышке шатуна. 22. Установите крышку шатуна и закрепите гайками. Момент затяжки: 29–34 Н•м 23. Щупом, вставленным между шатуном и коленчатым валом, измерьте боковой зазор шатуна. Номинальный боковой зазор шатуна: 0,110–0,262 мм ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ! Не измеряйте зазор между крышкой шатуна и коленчатым валом. 24. Если боковой зазор шатуна превышает предельно допустимое значение, замените шатун и крышку шатуна. | |