Причины потускнения света фар
Существует целый ряд причин, по которым могут тускнеть фары и остальные осветительные приборы автомобиля. Причем связаны они с поломкой и/или естественным износом не только самих этих приборов, но и некоторых других компонентов транспортного средства. Рассмотрим основные из них.
Неисправный генератор
Как известно, все электрические и электронные системы находящегося в движении автомобиля питаются от генератора. Если генератор не справляется со своей работой и не вырабатывает необходимой мощности, исправного функционирования этих систем ожидать не стоит. Причем, что интересно, первой и наиболее очевидной жертвой неисправного генератора часто становятся фары.
Если вы заметили, что после включения зажигания (положение ключа в замке - АСС) фары вспыхивают ярким светом, а когда запускается двигатель, они тускнеют, это верный признак того, что проблема связана с генератором. Ведь при включении зажигания все электрические потребители, и в том числе головное освещение, берут энергию от аккумулятора транспортного средства. Но после запуска двигателя за снабжение электричеством начинает отвечать генератор. И если свет тускнеет, значит, беда приключилась именно с ним.
Ни в коем случае не игнорируйте этот симптом. Неисправность генератора может привести не только к более или менее серьезным повреждениям электрических схем, электроприборов и электроники, но и к выходу из строя аккумуляторной батареи, потому что во время поездки значительная часть нагрузки по электропитанию бортовой сети ляжет на него. Генератор вряд ли сможет полноценно заряжать АКБ, поэтому в отсутствие электричества мотор довольно быстро заглохнет. А полный разряд батареи - одна из ключевых причин преждевременного выхода из строя аккумулятора.
Ослабленный ремень генератора
Иногда причиной потери эффективности освещения автомобиля при исправном генераторе может стать ослабевший ремень его привода.
Ремень генератора через ведущий и ведомый шкивы передает валу агрегата вращение от двигателя. Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время значительно усложнившаяся система привода современных автомобилей через один ремень и систему шкивов передает вращение валам сразу нескольких устройств. Среди них могут быть компрессор конденсатора, гидроусилитель, помпа и проч. Поэтому нагрузка на ремень значительно возрастает. Растягиваясь со временем, он проскальзывает, теряя способность крепко «хвататься» за шкивы и, соответственно, надлежащим образом передавать вращение от двигателя.
Это чревато целым букетом проблем, основная масса которых не имеют никакого отношения к теме нашей публикации. Тем не менее это не значит, что к ним можно отнестись халатно. Характерным признаком проскальзывания ремня станут то ярко загорающие, то тускнущие фары и салонное освещение (как будто работают с перебоями). Во избежание дорогостоящего ремонта следует незамедлительно принять меры противодействия, которые чаще всего заключаются в замене ремня привода.
Недостаточно заряженная АКБ
Подсевшая аккумуляторная батарея приведет к затемнению фар не столько во время вождения, сколько при включении зажигания автомобиля или если водитель с пассажирами (а может, и в одиночку) решит весело под звуки музыки провести время в машине с неработающим двигателем. То есть, когда при включении зажигания фары горят тускло, а после запуска двигателя они становятся ярче, это однозначное свидетельство того, что имеют место проблемы с зарядом аккумулятора.
Реагировать также следует без промедлений. Ведь, прежде чем двигатель запустится, фары могут достаточно ощутимо разрядить аккумулятор. Более того, включается же не только головное освещение, но сначала салонное (когда открывается дверь, чтобы сел водитель), потом остальные потребители. Если зарядка батареи близка к минимуму, возникает нешуточная вероятность того, что двигатель в конечном итоге так и не заведется. Ему банально не хватит энергии. Так что АКБ надо сразу же проверить. Скорее всего, дозарядить или, может быть, лучше даже поменять.
Корродированное заземление
Проблемы с заземлением осветительных приборов также могут приводить к снижению их эффективности. «Землей» в автомобиле, как известно, служат элементы кузова, рама (при ее наличии), лонжероны и т.д. В процессе эксплуатации провода и точки контакта подвергаются неблагоприятному воздействию окружающей среды, перепадам температур и прочим негативным факторам. Изоляция трескается, контакты отходят, коррозия расцветает пышным цветом.
Из-за этого стабильность потока энергии нарушается, что в конечном итоге приводит к потускнению фар и даже к полному их отключению. Обеспокоенные автовладельцы суматошно меняют лампочки, но положительного результата не достигают, поскольку лампочки чаще всего абсолютно исправны, а источником напасти выступает поврежденное заземление.
И вот тут, казалось бы, что может быть проще - заменить поврежденный провод, цена которому сущие копейки. Но не тут-то было. Повреждение нужно найти, понять, как проходит проводка, распотрошить жгут, заменить провод, потом собрать жгут... В общем, комплекс немудреных, по сути, операций занимает огромное количество времени и потому выходит довольно дорогостоящим, поскольку съедает уйму нормо-часов.
Изношенные лампочки
В большинстве автомобильных фар по-прежнему используются галогеновые лампы. У них внутри содержится газ, который год за годом во время эксплуатации (не быстро, в течение 5-6 лет, но тем не менее, процесс идет неумолимо) создаст пленку на внутренней поверхности стекла. Эта пленка препятствует нормальному прохождению света. Колба как бы мутнеет изнутри. Единственный способ решения проблемы - замена лампочек. Хотя на самом деле 5-6 лет - отличный срок службы для современных галогеновых ламп.
Здесь стоит отметить, что теоретически галогеновые лампы предназначены для сохранения почти 100% своей первоначальной яркости с течением времени, несмотря на испарение вольфрама с нити накала. В действительности, однако, существует много факторов, влияющих на то, насколько хорошо светит лампа по мере ее старения. В их числе неэффективное использование энергии, недостатки конструкции, приводящие к повышенному энергопотреблению и, как следствие, ускоренному износу и проч. Но, что бы ни привело к потере яркости именно лампы как таковой, рецепт один - замена.
Помутнение элементов конструкции фары
Некоторые водители с удивлением узнают о том, что потускнение фар не всегда связано с теряющими свою эффективность лампочками. А это так, потому что довольно часто причиной падения яркости становится помутнение/повреждение стекол, линз, рассеивателей, отражателей. Во-первых, из-за потери герметичности - проникающая внутрь грязь и влага, дорожный мусор и т.д. творят свое черное дело без разбора, не щадя ни пластиковые, ни стеклянные, ни металлизированные поверхности.
Во-вторых, существуют и внешние неприятности. Под воздействием солнечного ультрафиолета, мелких камушков и опять же разнообразного мусора, летящего с дороги, прозрачная пластиковая (чаще всего поликарбонатная) крышка фары постепенно теряет свою прозрачность, царапается, мутнеет и порой даже желтеет. К сожалению, от этого эффекта не спасает и применяемый на дорогих деталях защитный UV-лак.
Но зачастую ситуацию можно поправить. На рынке сегодня представлен широчайший ассортимент специальных наборов по восстановлению прозрачности фары, в которых используется мягкий абразив для удаления поврежденного внешнего слоя. В крайнем случае можно прибегнуть к помощи обычной зубной пасты, которая также оказывает определенный полирующий эффект.
Антон Пилот, журнал Автокомпоненты