Проверка и регулировка зазоров в клапанах (двигатель 1.6)
Проверку и регулировку зазоров в клапанах необходимо производить на холодном двигателе (температура охлаждающей жидкости 20°С) и при установленной на двигатель головке блока цилиндров.
1. Снять крышку головки блока цилиндров.
2. Снять переходник клапана подачи масла на фазовращатель выпускного распределительного вала (А).
3. Установить поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки такта сжатия:
- Провернуть шкив коленчатого вала так, чтобы совместить его канавку с установочной меткой крышки приводной цепи.
Не поворачивать коленчатый вал двигателя против часовой стрелки.
- Убедиться в том, что установочные метки звездочек распределительных валов совпадают с верхней кромкой головки блока цилиндров, как показано на рисунке. Если это не так, провернуть коленчатый вал на один полный оборот (360°).
4. Используя набор плоских щупов, измерить зазоры между толкателем и окружностью основания кулачка распределительного вала:
- Измерить зазоры только во впускных клапанах первого и второго цилиндров и выпускных клапанах первого и третьего цилиндров. Записать значения зазоров, не соответствующие норме. Они понадобятся позже для определения толщины толкателей для регулировки зазора.
Зазоры в клапанах (температура охлаждающей жидкости двигателя: 20°С):
- Впуск: 0.17 ~ 0.23 мм.
- Выпуск: 0.22 ~ 0.28 мм.
- Провернуть шкив коленчатого вала на один полный оборот (по часовой стрелке на 360°), и совместить канавку на шкиве с меткой на крышке приводной цепи.
- Проверить зазоры во впускных клапанах третьего и четвертого цилиндров и в выпускных клапанах второго и четвертого цилиндров. Записать значения зазоров, не соответствующие норме. Они понадобятся позже для определения толщины толкателей для регулировки зазора.
5. Снять кронштейн монтажной опоры двигателя:
- Установить домкрат под масляный поддон.
Поместить деревянный брусок между домкратом и масляным поддоном, чтобы защитить поддон от повреждений.
- Отсоединить шину массы (А).
- Отвернуть крепления и снять кронштейн монтажной опоры двигателя (А).
6. Отрегулировать зазоры во впускных и выпускных клапанах:
- Выкрутить болт из сервисного отверстия крышки приводной цепи (А).
- Вставив тонкий стержень (В) в сервисное отверстие крышки приводной цепи, разблокировать храповик (А).
- Отвернуть болты крепления и снять крышки подшипников распределительных валов (А) в указанной на рисунке последовательности.
- Извлечь сначалавыпускной распределительный вал, а затем снять впускной распределительный вал с приводной цепи.
При отсоединении приводной цепи от звездочки распределительного вала поддерживать цепь от падения внутрь крышки приводной цепи.
- Подвязать приводную цепь шнурком.
Соблюдать осторожность, чтобы не уронить ничего в крышку приводной цепи.
- Извлечь толкатель (-и) клапанов с зазором, не соответствующим спецификации, из головки блока цилиндров.
- Микрометром измерить толщину снятого толкателя клапана.
- Вычислить толщину нового толкателя клапана для достижения требуемой величины зазора:
Впуск: N = T + (A - 0.20мм)
Выпуск: N = T + (A-0.25 мм)
Где:
T :толщина снятого толкателя
A :измеренный зазор в клапане
N :толщина нового толкателя
- Подобрать новый толкатель с толщиной, наиболее приближенной к вычисленному значению.
Доступны регулировочные толкатели клапанов 41 размера с шагом 0.015 мм от 3.00 мм до 3.60 мм.
- Поместить новый толкатель в головку блока цилиндров.
- Удерживая приводную цепь, поместить впускной распределительный вал с фазовращателем в головку блока цилиндров.
- Совместить установочные метки приводной цепи и звездочки распределительного вала.
- Установить выпускной распределительный вал.
- Установить фазовращатель выпускного распределительного вала.
При установке цепи установочные метки звездочек фазовращателей должны совпадать с установочными метками (цветными звеньями) приводной цепи.
Момент затяжки: 63.7 ~ 73.5Н·м.
- Установить крышки подшипников распределительных валов в указанной на рисунке последовательности.
Следить за тем, чтобы не перепутать крышки подшипников распределительных валов местами.
- Отвязать приводную цепь.
- Освободить храповик (А) натяжителя приводной цепи, отжав его вверх и удерживая в таком положении тонкой отверткой (В).
- Отсоединить шину массы (А).
- Установить кронштейн монтажной опоры двигателя (А) и затянуть гайки и болт крепления.
Момент затяжки:
- Гайка (В): 88.3 - 107.9Н·м.
- Болт (С) и гайки (D): 58.8 - 73.5Н·м.
- Убрать домкрат из-под масляного поддона двигателя.
- Установить болт в сервисное отверстие крышки приводной цепи.
Момент затяжки: 27.5 - 30.4Н·м.
Заменять болт новым после каждого отворачивания.
- Провернуть коленчатый вал на два оборота в рабочем направлении (по часовой стрелке) и снова совместить установочные метки звездочек коленчатого и распределительных валов.
- Снова измерить зазоры в клапанах, как было описано ранее.
- Установить переходник клапана подачи масла на фазовращатель выпускного распределительного вала.
Момент затяжки: 9,8~11,8 Н·м.
- Установить крышку головки блока цилиндров.