Блок цилиндров и шатунно-поршневая группа

См. также
Снятие поршней с шатунами двигателя 1.4 л

  1. Блок цилиндров.
  2. Рама лестничного типа.
  3. Коленчатый вал.
  4. Верхний вкладыш коленчатого вала.
  5. Нижний вкладыш коленчатого вала.
  6. Упорное полукольцо.
  7. Крышки коренных подшипников коленчатого вала.
  8. Импульсный диск датчика положения коленчатого вала (CKPS).
  9. Приводной диск.
  10. Переходной диск.
  11. Вставки рубашки охлаждения.
  12. Поршневые кольца.
  13. Поршень.
  14. Поршневой палец.
  15. Шатун.
  16. Верхний шатунный вкладыш.
  17. Нижний шатунный вкладыш.
  18. Крышка шатуна.
  19. Маховик.

: заменять деталь новой после каждого снятия.
: нанести масло.
: нанести герметик.

Снятие поршней с шатунами

  1. Верхнее компрессионное кольцо.
  2. Второе компрессионное кольцо.
  3. Маслосъемное кольцо.
  4. Поршень.
  5. Поршневой палец.
  6. Шатун.
  7. Верхний шатунный вкладыш.
  8. Нижний шатунный вкладыш.
  9. Шатунная крышка.

: заменять деталь новой после каждого снятия.
: нанести масло.

Снятие

- Во избежание повреждения окрашенных поверхностей использовать защитные покрытия.
- Во избежание повреждений головки блока цилиндров подождать пока охлаждающая жидкость остынет до комнатной температуры.
- Прокладка головки блока цилиндров металлическая. Соблюдать осторожность, чтобы не погнуть ее.
- Во избежание повреждения отсоединять разъемы проводов осторожно, держась рукой за корпус разъема.
- Помечать все провода и шланги, чтобы исключить ошибки при повторном подключении.
- Повернуть шкив коленчатого вала так, чтобы его канавка совпала с установочной меткой на крышке приводной цепи, чтобы установить поршень первого цилиндра двигателя в положение верхней мертвой точки (ВМТ) такта сжатия.

1. Снять силовой агрегат с автомобиля (см. тут).

2.В зависимости от версии снять механическую (см.тут) или автоматическую (см. тут) коробку передач с двигателя.

3. Снять маховик или приводной диск (см. тут).

4. Снять задний сальник коленчатого вала (см. тут).

5. Установить двигатель на разборочный стенд.

6. Снять впускной коллектор с корпусом электронной дроссельной заслонки (ETC) (см. главу 11 «Система впуска и выпуска»).

7. Снять выпускной коллектор (см. тут).

8. Снять цепь привода газораспределительного механизма (см. соответствующий раздел выше в данной главе).

9. Снять головку блока цилиндров (см. соответствующий раздел выше в данной главе).

10. Снять масляный фильтр (см. тут).

11. Снять масляный поддон и маслозаборник (см. тут).

12. Снять раму лестничного типа (А).

13. Проверитьбоковыезазорышатунов (см. ниже).

14. Проверить масляные зазоры в шатунных подшипниках.

15. Снять поршни с шатунами:

  • С помощью подходящей развертки удалить нагар с верхней части цилиндров.
  • Снять шатунные крышки (А).

Пометить шатуны и шатунные крышки для установки на свои места при последующей сборке.

  • Вытолкнуть поршень с шатуном и верхним шатунным вкладышем в сборе (В) через верх блока цилиндров.

Не разукомплектовывать шатунные вкладыши с шатунами и шатунными крышками.

  • После извлечения выложить поршни и шатуны в последовательности, соответствующей каждому из цилиндров.

16. Проверить посадку поршня на поршневом пальце. Для этого попытаться перемещать поршень вперед-назад на поршневом пальце. При наличии любых люфтов заменить поршень с поршневым пальцем комплектом.

17. Снять поршневые кольца:

  • Используя приспособление для разжатия поршневых колец, снять два компрессионных кольца.
  • Снять два боковых и одно разжимное кольца вручную.

Не прилагать чрезмерных усилий для снятия маслосъемных колец с поршня, поскольку так можно поломать кольцо.

Расположить поршневые кольца в правильной последовательности.

  • C помощью гидравлического пресса извлечь палец (Е), после чего снять поршни (С) с шатунов (D).

Проверка технического состояния

Шатуны

1. С помощью набора плоских щупов измерить боковой зазор шатуна, перемещая его вдоль шатунной шейки.

- Стандартный боковой зазор шатуна: 0.10~0.25 мм.
- Предельно допустимое значение бокового зазора: 0.35 мм.

  • Если полученное значение выходит за пределы допустимого диапазона, установить новый шатун.
  • Если и после замены шатуна значение бокового зазора по-прежнему не соответствует норме, заменить коленчатый вал.

2. Проверить масляный зазор в шатунных подшипниках:

  • Убедиться в том, что установочные метки на шатунной крышке совпадают с метками на шатуне.
  • Отвернуть два шатунных болта.
  • Снять крышку шатуна и нижний вкладыш подшипника.
  • Очистить шатунную шейку коленчатого вала и вкладыш.
  • Поместить калиброванную проволоку Plastigage на шатунную шейку коленчатого вала, вдоль его оси.
  • Установить крышку шатуна вместе с вкладышем подшипника. Затянуть болты моментом 17,6~21,5 Н·м, а затем дополнительно дотянуть на угол 88~92°.

Для проверки масляного зазора в шатунных подшипниках можно использовать старые шатунные болты.

Не проворачивать коленчатый вал.
- Отвернуть болты и снять шатунные крышки с нижними шатунными вкладышами.
- Измерить ширину круглого щупа в наиболее расплющенной части с помощью шкалы на упаковке.

Стандартный масляный зазор в шатунных подшипниках: 0.030 ~ 0.050 мм.

  • Если измеренный зазор слишком мал или слишком велик, заменить шатунные вкладыши новыми с теми же цветовыми метками (см. таблицу подбора шатунных вкладышей ниже). Повторно измерить масляный зазор в шатунных подшипниках.

Не подкладывать шайбы и не царапать вкладыши или крышки шатунов для регулировки масляного зазора.

  • Если после повторной проверки зазор в подшипниках не соответствует требуемой величине, заменить вкладыши новыми следующего ремонтного размера, после чего повторить измерение.

- Если отрегулировать зазор в подшипниках не удается, необходимо заменить коленчатый вал.
- Если метки на шатуне нечитаемы вследствие скопления грязи и пыли, не расчищать их проволочной щеткой или скребком. Использовать для очистки меток растворитель или моющее средство.

3. Подобрать шатунные вкладыши, используя следующие таблицы.

Таблица подбора шатунных вкладышей

  Идентификационная метка шатуна
0 (А, 0) 1 (В, 00) 2 (С, 000)
Идентификационная метка шатунной шейки коленчатого вала 1 E (красный или желтый) D (зеленый) C (бесцветный)
2 D (зеленый) C (бесцветный) В (черный)
3 C (бесцветный) В (черный) А (синий)

Спецификация шатунов

Класс Метка Внутренний диаметр
0 А, 0 45.000 ~ 45.006 мм
1 В, 00 45.006 ~ 45.012 мм
2 С, 000 45.012 ~ 45.018 мм

Спецификация шатунных шеек

Класс Метка Толщина вкладыша подшипника
I 1 41.966 ~ 41.972 мм
II 2 41.960 ~ 41.966 мм
III 3 41.954 ~ 41.960 мм


Тип А, штамп на верхней поверхности


Тип В, штамп на верхней поверхности

Спецификация шатунных вкладышей

Класс Метка Толщина вкладыша подшипника
A Синий 1.514 ~ 1.517 мм
B Черный 1.511 ~ 1.514 мм
C Бесцветный 1.508 ~ 1.511 мм
D Зеленый 1.505 ~ 1.508 мм
E Красный или желтый 1.502 ~ 1.505 мм

4. Проверить состояние шатунов:

  • При установке убедиться в том, что номера цилиндров, нанесенные на шатуны и крышки шатунов, совпадают. При установке нового шатуна, убедиться в том, что выборки для удержания вкладышей расположены с одной стороны.
  • Заменить шатун при повреждении торцовых поверхностей. Также, при обнаружении задиров или повышенного износа втулки малой головки шатуна, необходимо заменить шатун новым.
  • Используя набор специальных приспособлений, измерить изгиб и скручивание шатуна. Если величина деформации шатуна не превышает допустимую, необходимо произвести правку. При превышении допустимых изменений геометрии шатуна, его необходимо заменить новым.

- Предельно - допустимая величина изгиба шатуна: 0.05 мм / 100 мм или менее.
- Предельно - допустимая величина скручивания шатуна: 0.1 мм / 100 мм.
- При совмещении шатуна с шатунной крышкой без вкладышей подшипников боковые поверхности должны точно совпадать.

Поршни

1. Очистить поршень:

  • С помощью скребка удалить нагар с днища поршня.
  • С помощью специального инструмента или поломанного поршневого кольца очистить канавки в поршне под поршневые кольца.
  • Используя растворитель и щетку, тщательно очистить поршни.

Не использовать проволочную щетку.

2. Измерить наружный диаметр поршня в 34 мм от его днища.

Стандартный диаметр поршня: 76.97 - 77.00 мм.

3. С помощью нутромера измерить диаметр отверстия цилиндра в продольном и поперечном направлениях.

Стандартный диаметр отверстий цилиндров: 77.00 - 77.03 мм.

4. Вычислить зазор между поршнем и цилиндром как разность внутреннего диаметра цилиндра и наружного диаметра поршня.

Зазор между поршнем и цилиндром: 0.02 - 0.04 мм.

5. Подобрать поршни соответственно размерным группам отверстий цилиндров.

  • Проверить коды размерных групп отверстий цилиндров на боковине блока цилиндров.

Спецификация размеров отверстий цилиндров

Размерная группа Размерный код Внутренний диаметр отверстия цилиндра
a A или 1 77.00 - 77.01 мм
b B или 2 77.01 - 77.02 мм
c C или 3 77.02 - 77.03 мм
  • Проверить код размерной группы поршня на днище поршня.

Спецификация размерных групп поршней

Размерная группа Код размерной группы Наружный диаметр поршня
A A 76.97 - 76.98 мм
B B 76.98 - 76.99 мм
C C 76.99 - 77.00 мм

Поршневые кольца

1. Проверить боковой зазор поршневых колец.

Используя набор плоских щупов, измерить боковой зазор поршневых колец (между кольцом и канавкой поршня).

Боковой зазор поршневых колец:
Стандартное значение:
- Компрессионное кольцо №1:0.04 - 0.08 мм.
- Компрессионное кольцо №2:0.04 - 0.08 мм.
- Маслосъемноекольцо:0.06 - 0.135 мм.
Предельно-допустимое значение:
- Компрессионное кольцо №1:0.1мм.
- Компрессионное кольцо №2:0.1мм.
- Маслосъемноекольцо:0.02 мм.
Если величина зазоров не соответствует норме, необходимо заменить поршень.

2. Проверить зазоры в замках поршневых колец.

Установить поршневое кольцо в цилиндр. Переместить кольцо внутрь цилиндра, используя поршень, как показано на рисунке. Измерить зазор в замке, используя набор щупов.

Зазор в замке поршневого кольца:
Стандартное значение:
- Компрессионное кольцо №1: 0.14 - 0.24мм.
- Компрессионное кольцо №2: 0.30 - 0.45мм.
- Маслосъемное кольцо: 0.20 - 0.50 мм.
Предельно-допустимое значение:
- Компрессионное кольцо №1: 0.3мм.
- Компрессионное кольцо №2: 0.5мм.
- Маслосъемное кольцо: 0.8 мм

Если зазор в замке поршневого кольца превышает предельно допустимое значение, заменить поршневое кольцо новым. Если и после этого зазор слишком велик, измерить диаметр отверстия цилиндра и, если нужно, расточить цилиндр до ближайшего ремонтного размера.

Поршневые пальцы

1. Измерить наружный диаметр поршневого пальца микрометром.

Наружный диаметр поршневого пальца: 18.000 - 18.006 мм.

2. Вычислить зазор между поршневым пальцем и поршнем.

Зазор между поршневым пальцем и поршнем: 0.010 ~ 0.020 мм.

3. Вычислить разность между наружным диаметром поршневого пальца и внутренним диаметром втулки головки шатуна.

Стандартная величина: -0.032 ~ - 0.016 мм.

Сборка и установка поршней и шатунов

- Тщательно очистить все детали перед сборкой.
- Перед установкой деталей нанести чистое моторное масло на поверхности трения.
- Заменять все прокладки, уплотнительные кольца и сальники новыми.

1. Собрать поршни с шатунами:

  • Нанести достаточное количество моторного масла на наружные поверхности поршневого пальца и в отверстие верхней головки шатуна.
  • Установить поршень на шатун, поместив их передними метками вверх.

  • С помощью гидравлического пресса запрессовать поршневой палец в верхнюю головку шатуна усилием 500~1500 кг.

Соблюдать осторожность, чтобы не повредить и поцарапать отверстие верхней головки шатуна, отверстия под поршневой палец в поршне и сам поршневой палец при запрессовке.

2. Установить поршневые кольца:

  • Вручную установить разжимное и боковые кольца маслосъемного поршневого кольца.
  • С помощью приспособления для разжатия поршневых колец установить два компрессионных кольца метками вверх.
  • Расположить поршневые кольца так, чтобы их замки находились в показанных на рисунке положениях. Замки компрессионных поршневых колец должны располагаться с противоположных друг от друга сторон. Аналогичным образом замки маслосъемных дисков и разжимного кольца маслосъемного поршневого кольца должны располагаться с противоположных друг от друга сторон.

3. Установить шатунные вкладыши:

  • Совместив выступы вкладышей с канавками в шатунах и шатунных крышках (В), установить шатунные вкладыши (А).
  • Установить вкладыши (А) в шатуны и шатунные крышки (В).

  • После установки шатунных вкладышей нанести на них слой моторного масла.

4. Вставить поршни с шатунами в цилиндры двигателя:

- Перед установкой поршня нанести достаточное количество моторного масла на приспособление для сжатия поршневых колец и стенки цилиндра.
- Передние метки поршня и шатуна должны находиться со стороны приводной цепи двигателя.

  • Снять шатунную крышку и поместить обрезки резиновых шлангов поверх шатунных болтов.
  • Сжать поршневые кольца с помощью специального приспособления. Поместить поршень на соответствующий цилиндр и, с помощью деревянной ручки молотка, протолкнуть его в цилиндр.

Прижимать приспособление для сжатия компрессионных колец к блоку цилиндров для предотвращения преждевременного разжатия поршневых колец до их попадания в цилиндр.

  • Прекратить проталкивать поршень после освобождения поршневых колец из приспособления для сжатия. Убедиться в том, что шатун правильно попадает на шатунную шейку коленчатого вала, после чего протолкнуть поршень с шатуном до контакта с коленчатым валом.
  • Нанести моторное масло на резьбу болтов. Установить крышки с вкладышами и затянуть болты моментом 17,7~21,8 Н·м, а затем с помощью специального приспособления (09221-4A000) дотянуть болты дополнительно на угол 88~92°.

Обязательно использовать только новые шатунные болты. Шатунные болты затягиваются по пределу текучести. Если такие болты вывернуть и затем использовать повторно, они могут лопнуть либо не поддерживать надлежащее зажимное усилие.

5. Проверить боковые зазоры шатунов (см. выше).

6. Установить раму лестничного типа:

  • Перед установкой рамы лестничного типа нанести на неё герметик TB1217H или LOCTITE 5900H в указанных на рисунке местах. Необходимо установить раму лестничного типа в течение пяти минут с момента нанесения герметика.

- Ширина валика герметика: 2.5~3.5 мм.
- Наносить герметик вдоль внутренней линии резьбовых отверстий.

  • Установить раму лестничного типа (А).

  • Затянуть болты крепления рамы лестничного типа моментом 18.6~23.5 Н·м.

7. Установить все остальные компоненты в порядке, обратном снятию.

Двигатель
Моменты затяжки двигателя
Проверка компрессии
Замена приводного ремня
Замена опор силового агрегата
Снятие двигателя
Снятие шкива коленвала
Замена переднего сальника коленвала
Замена цепи ГРМ (1.4)
Замена цепи ГРМ (1.6)
Снятие крышки ГБЦ, замена прокладки
Регулировка зазоров в клапанах
Снятие распредвалов (1.4)
Снятие распредвалов (1.6)
Снятие ГБЦ (1.4)
Снятие ГБЦ (1.6)
Снятие поршней с шатунами (1.4)
Снятие поршней с шатунами (1.6)
Снятие вставок рубашки охлаждения
Снятие и установка маховика
Снятие приводного диска (версии с АКП)
Замена заднего сальника коленвала
Снятие коленвала (1.4)
Снятие коленвала (1.6)
Разборка блока цилиндров
Система смазки
Проверка и замена масла двигателя
Снятие масляного поддона
Замна масляного насоса
Замена датчика давления масла
Снятие патрубка масляного щупа
Система охлаждения
Замена охлаждающей жидкости
Замена радиатора
Замена вентилятора радиатора
Замена помпы
Замена блока контроля температуры
Замна термостата
Снятие корпуса термостата
Замена воздушного фильтра
Корпус воздушного фильтра и резонатор
Снятие впускного коллектора
Снятие привода изменения геометрии впуска
Снятие выпускного коллектора
Снятие переднего глушителя
Замена нейтрализатора в сборе с глушителем
Замена центрального глушителя
Замена заднего глушителя
Система питания
Сброс давления в топливной системе
Проверка давления в топливной системе
Снятие топливного бака
Снятие горловины топливного бака
Топливный насос, регулятор давления, фильтр
Снятие топливопроводов
Снятие топливной рампы с форсунками
ЭСУД - характеристики
Система бортовой диагностики
Датчики и элементы ЭСУД 1,4 л
Датчики и элементы ЭСУД 1,6 л