Шатунно-поршневая группа - снятие и установка
См. также
Снятие поршней с шатунами двигателя 1.6 л
- Поршневые кольца.
- Поршень.
- Поршневой палец.
- Шатун.
- Верхний шатунный вкладыш.
- Нижний шатунный вкладыш.
- Крышка шатуна.
- Вставки рубашки охлаждения.
- Блок цилиндров.
- Задний сальник коленчатого вала.
- Масляные форсунки охлаждения поршней.
- Уплотнительное кольцо круглого сечения.
- Верхний вкладыш коренного подшипника коленчатого вала.
- Упорное полукольцо.
- Нижний вкладыш коренного подшипника коленчатого вала.
- Крышка коренного подшипника коленчатого вала.
- Рама лестничного типа.
- Приводной диск.
- Маховик.
: заменять деталь новой после каждого снятия.
: нанести масло.
: нанести герметик.
Снятие поршней с шатунами
- Во избежание повреждения окрашенных поверхностей использовать защитные покрытия.
- Во избежание повреждений головки блока цилиндров подождать пока охлаждающая жидкость остынет до комнатной температуры.
- Прокладка головки блока цилиндров металлическая. Соблюдать осторожность, чтобы не погнуть ее.
- Во избежание повреждения отсоединять разъемы проводов осторожно, держась рукой за корпус разъема.
- Помечать все провода и шланги, чтобы исключить ошибки при повторном подключении.
- Повернуть шкив коленчатого вала так, чтобы его канавка совпала с установочной меткой на крышке приводной цепи, чтобы установить поршень первого цилиндра двигателя в положение верхней мертвой точки (ВМТ) такта сжатия.
1. Снять силовой агрегат с автомобиля (см. тут).
2.В зависимости от версии снять механическую (см.тут) или автоматическую (см. тут) коробку передач с двигателя.
3. Снять маховик или приводной диск (см. тут).
4. Установить двигатель на разборочный стенд.
5. Снять цепь привода газораспределительного механизма (см. соответствующий раздел выше в данной главе).
6. Снять впускной коллектор (см. главу 11 «Система впуска и выпуска»).
7. Снять выпускной коллектор (см. тут).
8. Снять головку блока цилиндров (см. соответствующий раздел выше в данной главе).
9. Снять масляный поддон и маслозаборник (см. тут).
10. Снять раму лестничного типа (см. раздел «Блок цилиндров» ниже в данной главе).
11. Снять поршни с шатунами:
- С помощью подходящей развертки удалить нагар с верхней части цилиндров.
- Снять шатунные крышки (А).
- Вытолкнуть поршень с шатуном и верхним шатунным вкладышем в сборе (В) через верх блока цилиндров.
Примечание:
- Не разукомплектовывать шатунные вкладыши с шатунами и шатунными крышками.
- После извлечения выложить поршни и шатуны в последовательности, соответствующей каждому из цилиндров.
12. Проверить посадку поршня на поршневом пальце. Для этого попытаться перемещать поршень вперед-назад на поршневом пальце. При наличии любых люфтов заменить поршень с поршневым пальцем комплектом.
13. Снять поршневые кольца:
- Используя приспособление для разжатия поршневых колец, снять два компрессионных кольца.
- Снять два боковых и одно разжимное кольца вручную.
Расположить поршневые кольца в правильной последовательности.
14. Снять шатун с поршня. С помощью пресса извлечь поршневой палец из поршня.
Усилие пресса: 150~750 кг.
Проверка технического состояния
Шатуны
1. С помощью набора плоских щупов измерить боковой зазор шатуна, перемещая его вдоль шатунной шейки.
Стандартный боковой зазор шатуна: 0.10~0.25 мм.
- Если полученное значение выходит за пределы допустимого диапазона, установить новый шатун.
- Если и после замены шатуна значение бокового зазора по-прежнему не соответствует норме, заменить коленчатый вал.
2. Проверить масляный зазор в шатунных подшипниках:
- Убедиться в том, что установочные метки на шатунной крышке совпадают с метками на шатуне.
- Отвернуть два шатунных болта.
- Снять крышку шатуна и нижний вкладыш подшипника.
- Очистить шатунную шейку коленчатого вала и вкладыш.
- Поместить калиброванную проволоку Plastigage на шатунную шейку коленчатого вала, вдоль его оси.
- Установить крышку шатуна вместе с вкладышем подшипника. Затянуть болты моментом 11,0~15,0 Н·м, а затем дополнительно дотянуть на угол 88~92°.
Для проверки масляного зазора в шатунных подшипниках можно использовать старые шатунные болты.
Не проворачивать коленчатый вал.
- Отвернуть болты и снять шатунные крышки с нижними шатунными вкладышами.
- Измерить ширину круглого щупа в наиболее расплющенной части с помощью шкалы на упаковке.
- Стандартный масляный зазор в шатунных подшипниках: 0.014 ~ 0.032 мм.
- Стандартный масляный зазор с учетом деформации расширения: 0.030 - 0.056 мм.
Если измеренный зазор слишком мал или слишком велик, заменить шатунные вкладыши новыми с теми же цветовыми метками (см. таблицу подбора шатунных вкладышей ниже). Повторно измерить масляный зазор в шатунных подшипниках.
Не подкладывать шайбы и не царапать вкладыши или крышки шатунов для регулировки масляного зазора.
- Если после повторной проверки зазор в подшипниках не соответствует требуемой величине, заменить вкладыши новыми следующего ремонтного размера, после чего повторить измерение.
- Если отрегулировать зазор в подшипниках не удается, необходимо заменить коленчатый вал.
- Если метки на шатуне нечитаемы вследствие скопления грязи и пыли, не расчищать их проволочной щеткой или скребком. Использовать для очистки меток растворитель или моющее средство.
Идентификационные метки шатуна
Спецификация шатунов
Класс | Метка | Внутренний диаметр |
0 | A | 42.000 ~ 42.006 мм |
1 | B | 42.006 ~ 42.012 мм |
2 | C | 42.012 ~ 42.018 мм |
Идентификационные метки шатунных шеек коленчатого вала
Спецификация шатунных шеек коленчатого вала
Класс | Метка | Диаметр шатунной шейки |
I | 1 | 38.966 ~ 38.972 мм |
II | 2 | 38.960 ~ 38.966 мм |
III | 3 | 38.954 ~ 38.960 мм |
Идентификационные метки шатунных вкладышей
Спецификация шатунных вкладышей
Класс | Метка | Толщина вкладыша подшипника |
A | Синий | 1.514 ~ 1.517 мм |
B | Черный | 1.511 ~ 1.514 мм |
C | Бесцветный | 1.508 ~ 1.511 мм |
D | Зеленый | 1.505 ~ 1.508 мм |
E | Желтый | 1.502 ~ 1.505 мм |
- Подобрать шатунные вкладыши, пользуясь следующей таблицей.
Таблица подбора шатунных вкладышей
Идентификационная метка шатуна | ||||
0 (А) | 1 (В) | 2 (С) | ||
Идентификационная метка шатунной шейки коленчатого вала | I (1) | E (желтый) | D (зеленый) | C (бесцветный) |
II (2) | D (зеленый) | C (бесцветный) | В (черный) | |
III (3) | C (бесцветный) | В (черный) | А (синий) |
Поршни
1. Очистить поршень:
- С помощью скребка удалить нагар с днища поршня.
- С помощью специального инструмента или поломанного поршневого кольца очистить канавки в поршне под поршневые кольца.
- Используя растворитель и щетку, тщательно очистить поршни.
Не использовать проволочную щетку.
2. Измерить наружный диаметр поршня в 30 мм от его днища.
Стандартный диаметр поршня: 71.970 - 72.000 мм.
3. Проверить коды размерных групп отверстий цилиндров на боковине блока цилиндров.
Спецификация размеров отверстий цилиндров
Размерная группа | Размерный код | Внутренний диаметр отверстия цилиндра |
a | A | 72.00 - 72.01 мм |
b | B | 72.01 - 72.02 мм |
c | C | 72.02 - 72.03 мм |
4. Проверить код размерной группы поршня (А) и переднюю метку (В) на днище поршня.
Спецификация размерных групп поршней
Размерная группа | Код размерной группы | Наружный диаметр поршня |
a | A | 71.970 - 71.980 мм |
b | B | 71.980 - 71.990 мм |
c | C | 71.990 - 72.000 мм |
5. Подобрать поршни соответственно размерной группе отверстий цилиндров.
Стандартный зазор между поршнем и цилиндром: 0.02 - 0.04 мм.
Поршневые кольца
1. Вычислить разницу между внутренним диаметром отверстия цилиндра и наружным диаметром поршня.
Стандартный зазор между поршнем и цилиндром: 0.02 - 0.04 мм.
2. Проверить боковой зазор поршневых колец.
Используя набор плоских щупов, измерить боковой зазор поршневых колец (между кольцом и канавкой поршня).
Ширина канавок под поршневые кольца:
- Компрессионное кольцо №1: 1.035 - 1.05 мм.
- Компрессионное кольцо №2: 1.23 - 1.25 мм.
- Маслосъемное кольцо: 1.995 - 2.010 мм.
Ширина поршневых колец:
- Компрессионное кольцо №1: 0.97- 0.985 мм.
- Компрессионное кольцо №2: 1.17 - 1.19 мм.
- Маслосъемноекольцо: 1.925 - 1.955 мм.
Боковой зазор поршневых колец:
- Компрессионное кольцо №1:0.05 - 0.08 мм.
- Компрессионное кольцо №2:0.04 - 0.08 мм.
- Маслосъемноекольцо:0.040 - 0.85 мм.
Если величина зазоров не соответствует норме, необходимо заменить поршень.
3. Проверить зазоры в замках поршневых колец.
Установить поршневое кольцо в цилиндр. Переместить кольцо внутрь цилиндра, используя поршень, как показано на рисунке. Измерить зазор в замке, используя набор щупов.
Зазор в замке поршневого кольца:
- Компрессионное кольцо №1: 0.13 - 0.18 мм.
- Компрессионное кольцо №2: 0.25 - 0.40 мм.
- Маслосъемное кольцо: 0.10 - 0.40 мм.
Поршневые пальцы
1. Измерить наружный диаметр поршневого пальца микрометром.
- Наружный диаметр поршневого пальца: 18.000 - 18.003 мм.
- Диаметр отверстия под поршневой палец в поршне: 18.013 - 18.017 мм.
- Внутренний диаметр отверстия верхней головки шатуна: 17.974 - 17.985 мм.
2. Вычислить зазор между поршневым пальцем и поршнем.
Зазор между поршневым пальцем и поршнем: 0.010 ~ 0.017 мм.
3. Вычислить разность между наружным диаметром поршневого пальца и внутренним диаметром втулки головки шатуна.
Стандартная величина: 0.005 ~ 0.029 мм.
Сборка и установка поршней и шатунов
- Тщательно очистить все детали перед сборкой.
- Перед установкой деталей нанести чистое моторное масло на поверхности трения.
- Заменять все прокладки, уплотнительные кольца и сальники новыми.
1. Собрать поршни с шатунами:
- Использовать для сборки гидравлический пресс.
- Передние метки поршня и шатуна должны находиться с одной стороны и быть направлены в сторону приводного ремня двигателя.
2. Установить поршневые кольца:
- Вручную установить разжимное и боковые кольца маслосъемного поршневого кольца.
- С помощью приспособления для разжатия поршневых колец установить два компрессионных кольца метками вверх.
- Расположить поршневые кольца так, чтобы их замки находились в показанных на рисунке положениях. Замки компрессионных поршневых колец должны располагаться с противоположных друг от друга сторон. Аналогичным образом замки маслосъемных дисков и разжимного кольца маслосъемного поршневого кольца должны располагаться с противоположных друг от друга сторон.
3. Установить шатунные вкладыши:
- Совместив выступы вкладышей с канавками в шатунах и шатунных крышках (В), установить шатунные вкладыши (А).
- Установить вкладыши (А) в шатуны и шатунные крышки (В).
- После установки шатунных вкладышей нанести на них слой моторного масла.
4. Установить поршни с шатунами в сборе:
- Перед установкой поршня нанести достаточное количество моторного масла на приспособление для сжатия поршневых колец и стенки цилиндра.
- Передние метки поршня (А) и шатуна (В) должны находиться со стороны приводной цепи двигателя.
- Снять шатунную крышку и поместить обрезки резиновых шлангов поверх шатунных болтов.
- Сжать поршневые кольца с помощью специального приспособления. Поместить поршень на соответствующий цилиндр и, с помощью деревянной ручки молотка, протолкнуть его в цилиндр.
Прижимать приспособление для сжатия компрессионных колец к блоку цилиндров для предотвращения преждевременного разжатия поршневых колец до их попадания в цилиндр.
- Прекратить проталкивать поршень после освобождения поршневых колец из приспособления для сжатия. Убедиться в том, что шатун правильно попадает на шатунную шейку коленчатого вала, после чего протолкнуть поршень с шатуном до контакта с коленчатым валом.
- Нанести моторное масло на резьбу болтов. Установить крышки с вкладышами и затянуть болты моментом 11,0~15,0 Н·м, а затем с помощью специального приспособления (09221-4A000) (A) дотянуть болты дополнительно на угол 88~92°.
Обязательно использовать только новые шатунные болты. Шатунные болты затягиваются по пределу текучести. Если такие болты вывернуть и затем использовать повторно, они могут лопнуть либо не поддерживать надлежащее зажимное усилие.
5. Проверить боковые зазоры шатунов (см. выше).
6. Установить все остальные компоненты в порядке, обратном снятию.